Православное Рождество: В Мостаре реконструкция православной церкви является признаком единства

Православное Рождество: В Мостаре реконструкция православной церкви является признаком единства

 Orthodox Christmas: In Mostar, reconstruction of an Orthodox church is a sign of unity

Православный собор Святой Троицы в Мостаре, декабрь 2021 года   —  

Богатый горизонт Мостара с мечетями и башнями католической церкви, возвышающимися над зданиями и расположенными на фоне внушительного горного хребта, теперь снова украшен башнями элегантной православной церкви, расположенной на холме над восточной стороной города, после того, как она была разрушена во время жестокой войны в городе почти 30 лет назад.

Собор Святой Троицы 19 века еще не готов к мессе и не будет принимать православную рождественскую литургию 7 января, через две недели после празднования Рождества в большинстве стран Западной и Центральной Европы.

Это будет 29-е Рождество подряд, когда православные верующие региона Герцеговина, южной половины Боснии, не соберутся в церкви, которая служила главным храмом для этой части страны.

“Мы будем служить литургию во всех других церквях в городе и его окрестностях, но из-за проводимых работ и холодной погоды сделать это там просто невозможно”, — сказал «Евроньюс» Душко Кожич, приходской пастор Мостара, сидя в офисе Захумльской епархии, примерно в 150 метрах вниз по склону от храма.

Епархии — это провинции или территориальные епархии Православной церкви, управляемые епископом, в каждой из которых находится кафедральный собор или “храм саборни” — обычно наиболее представительная или крупнейшая церковь в крупнейшем городе региона.

Епархия Захумля, Герцеговина и Прибрежье находится в Мостаре и контролирует регион Герцеговина, а также части Далмации в соседней Хорватии и небольшую часть Черногории.

Храм включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в нескольких минутах ходьбы от старого города, который ведет к самой известной достопримечательности города — Старому мосту с резкой аркой.

Это была самая большая православная церковь на Балканах в то время, когда она была построена.

Во время войны 1992-1995 годов он был превращен в руины.

Сначала он был обстрелян в начале июня 1992 года, затем семь дней спустя его подожгли и повалили колокольни. Наконец, оставшиеся стены были взорваны.

Это вынудило епархию выбрать другую церковь в качестве своего главного храма, и она выбрала более скромный храм Святого Преображения в Требине, примерно в 135 километрах к югу от Мостара, в качестве дублера.

Многовековая история, разрушенная во время войны

До конфликта Мостар был домом для головокружительного разнообразия культур. Город погрузился в этнический конфликт, когда гражданское население подвергалось преследованиям и вынуждалось к массовому переселению.

Сегодня две части города, разделенные глубокими синими водами реки Неретва, также отмечают линию разделения между двумя основными этническими группами – западная часть Мостара стала преимущественно боснийско-хорватской, а восточная — преимущественно боснийской.

Церковь была не единственной достопримечательностью города, охраняемой ЮНЕСКО, которая была разрушена. Большая часть исторического центра Мостара, известного своими скользкими мощеными улочками, окруженными магазинами кустарных промыслов, была серьезно повреждена.

Силы боснийских хорватов также обстреляли и разрушили Старый мост, памятник, прославившийся на всю бывшую Югославию тем, что часто появлялся в фильмах и музыкальных клипах.

READ  Крещение 2022: парад трех королей возвращается в Мадрид после срыва COVID

Число боснийских сербов также значительно сократилось. То, что раньше составляло почти пятую часть населения города по данным переписи 1991 года, в 2013 году сократилось примерно до 4400 человек, или 4,2 процента.

Работы по реконструкции церкви начались только через 18 лет после ее разрушения, в 2010 году. В отличие от многих других культовых сооружений, обычно связанных исключительно с одной этнической группой, православный собор в Мостаре был любимой достопримечательностью, реконструкция которой была отложена из-за политики, а не из-за противодействия местного сообщества.

“Если вы поговорите сегодня с людьми в Мостаре любой конфессии или этнической принадлежности, вы увидите у всех них огромное чувство скорби по поводу разрушения церкви”, — сказал Кожич. Он объясняет, что именно это делает “Мостар таким, какой он есть”, в отличие от различных сообществ в других конфликтах, которые сохранили свои разногласия.

 Orthodox Christmas: In Mostar, reconstruction of an Orthodox church is a sign of unity

Отец Душко стоит между мешками с цементом у входа в собор Святой Троицы в МостарЕуроньюс/Александр Брезар

“Мы, граждане Мостара, не чувствуем никакого разделения между нами. И мы не чувствуем себя в опасности ни в каком виде, ни в какой форме”, — сказал он. “Политики создают этот образ того, что мы разделены и сталкиваемся с постоянными проблемами. Они распространяют это для своей собственной выгоды”.

Одна из наиболее показательных историй о его реконструкции, отмечает Кожич, относится к его колокольне. Три человека из Мостара — серб, хорват и босниец — подошли к церкви, чтобы пожертвовать деньги на реконструкцию колокольни.

“Они пришли к нам и, как истинно религиозные люди, настояли на том, чтобы оставаться анонимными — самая высшая форма любви — это сделать доброе дело так, чтобы никто не знал, чтобы никто не похлопал вас по плечу”.

“Поэтому мы подумали о том, что делать с их пожертвованием, и решили, что три часы, установленные на колокольне, теперь будут показывать время римскими, арабскими и старославянскими цифрами. И церковь, и город были бы менее прекрасны, если бы у нас сейчас не было этих трех разных часов”, — подчеркивает Кожич.

Самая большая православная церковь на Балканах

Хотя епархия Захумля исторически располагалась в другом месте, в конце 18 века она была перенесена в Мостар как крупнейший город региона.

Епархия нуждалась в большой, роскошной церкви в качестве своего главного храма — чего в городе до этого момента не было.

Местные верующие организовали акцию по сбору средств для него между собой, и его строительство началось в 1863 году. Он был построен в рекордно короткие сроки, к 1873 году.

“Это свидетельство золотого века города, а также присутствия и богатства местного сербского населения”, — объясняет Кожич.

“Размер храма определяется в зависимости от количества людей, которые приходят на службу. И место было выбрано так, чтобы его можно было увидеть с любого въезда в город, как с запада, так и с юга и севера”.

READ  Игорь и Гришка Богдановы: близнецы-знаменитости умирают с разницей в шесть дней после того, как заболели COVID-19

Мостар, торговый центр, расположенный в непосредственной близости от трех стран и в непосредственной близости от Адриатического моря, хотел использовать церковь в своем продолжающемся соперничестве со столицей страны Сараево.

“Они [граждане] сказали, что у нас есть деньги и место, но они также пришли с требованием. И требование состояло в том, чтобы позволить им сделать церковь больше, чем та, что в Сараево”.

Разрешение было получено, и как царская Россия, так и Османская империя сделали пожертвования на его строительство.

В дополнение к верующим города, которые финансировали строительство церкви, помогали и другие граждане всех национальностей.

“Им потребовалось 10 лет, чтобы построить его. Теперь потребовалось более 11 лет, чтобы вернуть его обратно, и мы до сих пор понятия не имеем, когда он будет закончен ”.

 Orthodox Christmas: In Mostar, reconstruction of an Orthodox church is a sign of unity

Рабочие взбираются на строительные леса внутри собора Святой Троицы в Мостаре, декабрь 2021 г. Euronews/Александр Брезар

“Построить его так быстро без механизации или строительных материалов, которыми мы располагаем сегодня, говорит вам о той любви и единстве, которые они проявили при строительстве храма”, — сказал он.

“У вас были люди из близлежащих деревень, которым были даны задания — одна деревня отвечала за доставку воды из Неретвы, в то время как другая готовила обед для рабочих”.

“Я думаю, что это хороший вид соперничества, который заставляет вас становиться лучше”.

Старая городская церковь, расположенная прямо за собором Святой Троицы, также была местом расположения первой в стране совместной школы.

Боснийский поэт-лауреат Алекса Шантич, известный своими стихами о Мостаре и увековеченный как автор одной из самых известных песен традиционного музыкального жанра страны «севда», научился там читать и писать.

‘Вы, восточные верующие’

Сербская православная церковь является одной из многих восточных православных церквей в мире, чьи различия в практиках и доктринах по сравнению с другими христианскими конфессиями, такими как католицизм или протестантизм, относительно неизвестны на Западе и менее заметны в популярной культуре.

После Великого раскола 1054 года, разделившего основную фракцию христианства на две отдельные церкви, Римско-Католическую и Восточную Православную Церковь, из-за церковных разногласий и богословских споров они пошли совершенно разными путями.

В то время как римско-католические церкви в разных странах оставались связанными друг с другом и возглавлялись своим центром в Ватикане, различные ветви Православной церкви были гораздо менее связаны и централизованы.

Это означало, что Римско-католическая церковь могла со временем легче менять свою доктрину и практику и единообразно осуществлять эти изменения. Каждая православная церковь сохраняла свои собственные ритуалы и церемонии в значительной степени нетронутыми на протяжении веков.

READ  Швеция создает агентство по борьбе с фальшивыми новостями в преддверии сентябрьских выборов

Помимо того, что они отличаются от католических обрядов, они также могут сильно различаться даже в разных регионах.

Сербский православный обычай сжигания дубового саженца или бадняка в канун Рождества, по словам Койича, означал, что ясли были теплыми при рождении Иисуса в Назарете, “вероятно, вызвал бы некоторое удивление” у верующих Русской православной церкви.

В то же время некоторые традиции проникли более чем в одну религию.

“Итак, в Герцеговине боснийские католики также сжигают бадняк в канун Рождества”, — объясняет он.

Но иногда даже местные жители приходят в замешательство.

Приглашение на их ежегодный концерт, в котором часто принимают участие как церковные хоры, так и известные рок—группы, иногда может вызвать головокружение.

Корень “путаницы” кроется в том факте, что Сербская православная церковь до сих пор использует юлианский календарь, принятый указом Юлия Цезаря в 45 году до н.э., в отличие от широко используемого григорианского календаря, введенного католическим папой Григорием XIII в 1582 году.

“Разница в календарях означает, что, хотя Рождество приходится на 7 января по григорианскому календарю, оно по-прежнему относится к празднику предыдущего года по юлианскому календарю”.

“Поэтому, когда мы рассылаем приглашения на Рождественский концерт 2021 года, а на открытке написано, что мероприятие состоится 7 января 2022 года, люди путаются и звонят нам, чтобы уточнить”, — смеется он.

 Orthodox Christmas: In Mostar, reconstruction of an Orthodox church is a sign of unity

Собор Святой Троицы, вверху справа, загорается на горизонте города ночью Euronews/Александр Брезар

Проходя между мешками с цементом и строительными инструментами, его радостно приветствует группа строителей, усердно работающих при низких температурах.

Фасад был завершен в начале этого года, отмечает Кожич, но внутренние работы займут некоторое время, особенно с учетом того, что фрески, которые будут покрывать стены и изображать православных христианских святых — особенность всех православных церквей — требуют значительного времени для правильной работы.

“Мы предположили, что использование современных материалов сделает это быстрее и дешевле, но ЮНЕСКО отказалась”, — говорит он, наблюдая, как рабочие умело взбираются на строительные леса, покрывающие интерьер церкви.

“Так что теперь нам нужно подождать”, — объясняет Кожич, и это его вполне устраивает.

Самое главное для Кожича и других приходских священников, которые служат в соборе, — это жители Мостара, которые приедут посетить его, как только он будет завершен.

“Церковь не представляет никакой ценности, если это просто красивое здание. Люди, которые приходят туда, делают это церковью».

И она открыта для всех своих граждан, независимо от их вероисповедания, подчеркнул он.

“Нам не терпится поприветствовать боснийцев и хорватов Мостара тоже — Рождество никогда не будет Рождеством без них”, — заключил он.

Каждый будний день «Открывая Европу» рассказывает вам европейскую историю, которая выходит за рамки заголовков. Скачайте приложение Euronews, чтобы ежедневно получать уведомления об этом и других последних новостях. Он доступен на устройствах Apple и Android.

Source

авторомbest-history

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.